Аннотация к
АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЕ
образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
(1 вариант)
В КГОБУ «Пограничная специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа – интернат» разработана и утверждена адаптированная основная
общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1вариант) на 2020 -2021учебный год для 1-5 классов.
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
КГОБУ «Пограничная специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа – интернат» разработана в рамках ФГОС образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии
с требованиями:
- Федерального закона РФ "Об образовании в Российской Федерации" от
29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
- Федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
утверждѐнного приказом №1599
- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программой
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
Вариант 1;
- Постановление Главного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г.
№ 189 г.Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10
«Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации
обучения в общеобразовательных учреждениях»», зарегистрировано в
Минюсте РФ 3 марта 2011г, рег.№19993.
- Устава школы.
Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее АООП)
является локальным нормативным документом образовательной
организации, определяющим содержание и организацию образовательной
деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
В АООП при необходимости могут вноситься изменения и корректировки в
ходе реализации ФГОС.
Цель АООП - реализация требований ФГОС образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по созданию
условий для получения качественного образования обучающимися с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), отвечающего
их возможностям и особым образовательным потребностям на основе
единства обязательных требований к условиям реализации АООП и
результатам их освоения, согласно требованиям .
Задачи АООП:
АООП направлена на решение следующих задач образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
- формирование основ учебной деятельности;
- формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие
личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное,
интеллектуальное, физическое);
- формирование основ мировоззрения, в том числе гражданской
идентичности, обучающихся в соответствии с принятыми в семье и обществе
духовно-нравственными и социокультурными ценностями;
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том
числе их социального и эмоционального благополучия.
Сформулированные задачи АООП решаются через:
- создание специальных условий социокультурной и образовательной среды
для получения образования в соответствии с возрастными и
индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и
творческого потенциала каждого обучающегося как субъекта учебной
деятельности;
- обеспечение вариативности и разнообразия содержания АООП и
организационных форм получения образования обучающимися с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их
индивидуальных образовательных потребностей и потенциальных
возможностей развития.
Принципы и подходы к формированию адаптированной основной
общеобразовательной программы:
В основу АООП положены деятельностный и дифференцированный
подходы, осуществление которых предполагает:
- организацию доступной деятельности: учебной, предметнопрактической,
познавательной и речевой деятельности, обеспечивающего овладение
содержанием образования и являющегося основным средством достижения
цели образования;
- развитие личности обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями
современного общества, обеспечивающими возможность их успешной
социализации и социальной адаптации;
- разработку содержания и технологий образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), определяющих
пути и способы достижения ими социально желаемого уровня личностного и
познавательного развития с учетом их особых образовательных
потребностей;
- ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент
Стандарта, где общекультурное и личностное развитие обучающегося с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составляет цель
и основной результат образования;
- реализацию права на свободный выбор мнений и убеждений,
обеспечивающего развитие способностей каждого обучающегося,
формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье
и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;
- разнообразие организационных форм образовательного процесса и
индивидуального развития каждого обучающегося с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), обеспечивающих рост творческого
потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со
сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
АООП содержит в соответствии с ФГОС имеет следующее содержание:
I. Целевой раздел:
1. Пояснительная записка.
2. Планируемые результаты освоения обучающимися с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП.
3. Система оценки достижений планируемых результатов освоения АООП.
II. Содержательный раздел:
1. Программа формирования базовых учебных действий.
2. Программы отдельных учебных предметов, курсов
коррекционноразвивающей области;
3. Программа духовно-нравственного (нравственного) развития, воспитания
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
4. Программа формирования экологической культуры, здорового и
безопасного образа жизни.
5. Программа коррекционной работы.
6. Программа внеурочной деятельности.
III. Организационный раздел:
1. Учебный план.
2. Система специальных условий реализации АООП:
- кадровые условия,
- финансово-экномические,
- материально-технические.
Аннотация к адаптированной основной общеобразовательной программе (вариант 2)
С сентября 2016 года обучение учеников с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью, тяжёлыми и множественными нарушениями развития (далее – ТМНР) начато по адаптированной основной общеобразовательной программе (далее - АООП) образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития (вариант II), разработанной краевым государственным общеобразовательным бюджетным учреждением «Пограничная специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения АООП (Приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599). Программа адаптирована для этой категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, и обеспечивает развитие личности, формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни. Программа состоит из трёх разделов: целевого, содержательного и организационного. Целевой раздел включает пояснительную записку. В ней определены цель и задачи освоения обучающимися с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития АООП. Далее даётся подробная психолого-педагогическая характеристика этой категории обучающихся, подробно указаны их особые образовательные потребности, раскрыты принципы обучения и главные подходы, деятельностный и дифференцированный. Здесь же определены этапы и сроки обучения. Подробно раскрыты требования к разработке специальной индивидуальной программы развития (СИПР) на каждого обучающегося и организации психолого-педагогического сопровождения данной категории обучающихся. Далее в целевом разделе представлены планируемые результаты. В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим, требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся. Затем в целевом разделе описывается система оценки достижений обучающимися планируемых результатов освоения СИПР. В содержательном разделе представлены: программа формирования базовых учебных действий; программы учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области; программа нравственного развития; программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; программа внеурочной деятельности, программа сотрудничества с семьёй обучающихся. Организационный раздел программы содержит учебные планы, описание системы условий реализации АООП, а именно, описание кадровых, финансовых, материально-технических условий, информационнометодического обеспечения.